материалы:
Оптимизация творческого
процесса
Отдельные
тезисные выдержки из материалов: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия
и подходы. Версия 3.0." Электронная книга. Официальное издание
Фонда Г.С. Альтшуллера. (c) Правообладатели: тексты Г.С. Альтшуллера,
1998, 2003 г.г. (c) Система "ТРИЗ-ШАНС": программирование и дизайн,
2003, 2004, 2006 г.г.
"Основной
постулат ТРИЗ опирается на фундаментальные положения диалектического
материализма: технические системы развиваются по объективно существующим
диалектическим законам; эти законы познаваемы, их можно выявить
и использовать для сознательного решения изобретательских задач".
Альтшуллер
Г.С., "Икар и Дедал", комплекс учебных программ для школ НТТМ и
подготовки преподавателей - Баку, 1985 г. (рукопись).
Появление ТРИЗ
(Теории Решения Изобретательских Задач) было вызвано потребностью
ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности:
внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание
вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью
ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за
счёт использования различных методик снятия психологической инерции
и усиления творческого воображения.
Основные функции
и области применения ТРИЗ:
1. решение
изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора
вариантов (и не ожидая вдохновения);
2. прогнозирование
развития технических систем;
3. развитие
творческого воображения и мышления;
4. развитие
качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.
ТРИЗ не является
строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой конгломерат разнородного
знания, объединяющий элементы разных наук, технологий и дисциплин,
обобщающий опыт изобретательства и развития науки и техники.
"В процессе эволюции
наш мозг научился находить приближенные решения простых задач. Но
эволюция не выработала механизмов для медленного и точного решения
сложных задач. Если бы мы с величайшей точностью знали все, что происходит
в голове хорошего изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию
тактики, соответствующей четвертому уровню. Мы бы просто обнаружили,
что при решении задачи четвертого уровня изобретатель применяет ту
же тактику, что и на первом уровне. Эвристические механизмы высших
порядков не могут быть о т к р ы т ы - их нет. Но они могут и должны
быть созданы". Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения,
М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 45-46.
Что ж, "четырехэтажная
схема" действительно кажется общедоступной. Бери любую уже известную
идею, преобразуй ее по формулам этажей и получай новые фантастические
идеи, ситуации, сюжеты... На самом деле общедоступность эта обманчива.
"Четырехэтажная схема" нисколько не унифицирует мышление писателя.
Напротив, она помогает уйти от бесконечных повторов, от толкучки
на пятачке избитых тем и сюжетов. Индивидуальность писателя от этого
нисколько не страдает. Разве погибла живопись после того, как
были открыты и стали сознательно применяться законы перспективы? Альтшуллер
Г.С., Краски для фантазии в Сб.: Шанс на приключение/Сост. А.Б. Сeлюцкий,
Петрозаводск, "Карелия", 1991 г., с. 248-249.
Отсюда неизбежно
вытекал вывод: ни знания, ни опыт, ни способности ("природный дар")
не могут служить надежной основой для эффективной организации творческой
деятельности. Нет людей, которые могли бы регулярно, одну за другой,
решать задачи высших уровней благодаря своим знаниям, опыту и способностям.
Если "цена" задачи 100 000 проб, никто не сможет решить ее в одиночку.
Человек не умеет эффективно решать изобретательские задачи высших
уровней. Поэтому ошибочны все гипотезы, которые прямо или косвенно
исходят из того, что, исследуя творческий процесс, можно выявить эффективные
приемы, методы, эвристики и т. п. Ошибочны все методики и методы,
основанные на стремлении активизировать творческое мышление, поскольку
это попытки хорошо организовать плохое мышление. Таким образом, второй
этап, начавшийся с мысли о том, что изобретателям надо дать полезный
вспомогательный инструмент, завершился выводом о необходимости перестройки
изобретательского творчества, изменения самой технологии производства
изобретения. Альтшуллер
Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г.,
с. 28-29.
Оппонентам
о
невозможности алгоритмизации творчества в искусстве. Ваш
довод: суть искусства - в отражении (выражении) индивидуальности творца,
а индивидуальность неповторима. Здесь чёткая ошибка: алгоритмизировать
надо не продукт, а средства изготовления продукта. Например, изобретением
(открытием) в живописи явилось введение перспективы. И что же - это
помешало кому-то проявить индивидуальность? Нисколько. Или другой
пример: были открыты законы рефлексии (отражение желтой скатерти на
синей вазе не желтое, а зеленое). Чью индивидуальность они погубили,
эти законы? Алгоритмизировать искусство - значит алгоритмизировать
процесс открытия подобных новых "прозрений", изобретений, находок
и т.д. Они появляются намного позже, чем могли бы. Тысячи лет все
люди видели, что далекие предметы покрыты дымкой, что далекие леса
и горы - голубые. А в живописи это появилось сравнительно недавно.
Айвазовский использовал это по-своему, Рерих - по-своему. Никакого
ущемления индивидуальности не произошло. Итак, в искусстве есть открытия,
относящиеся к средствам и к продукции, изготовляемой с учетом наличия
этих средств (неприменение того или иного средства - тоже есть средство).
Возможность алгоритмизации открытия новых средств, мне кажется, не
вызывает сомнений. А как с продукцией? Грубо говоря: с темами? с сюжетами?
Я думаю, здесь тоже возможно познание законов. Произведение хорошо
тогда, когда, скажем, писатель исследует те процессы (психологические,
социальные), которые еще не стали массовыми, но уже имеют место, объективно
существуют. В этом смысле работа, например, писателя не отличается
от работы ученого на раннем этапе развития данной отрасли. В чем,
допустим, сила Дон-Кихота? Видимо, в том, что Сервантес обнаружил
явление донкихотства - и сумел его ярко описать. Было сделано социальное
открытие - это поддается алгоритмизация (в смысле - познанию), А "ярко"
- это уже относится к использованию средств, о чем говорилось выше.
Видимо, в термине "алгоритмизировать" пугает категоричность. Что ж,
давайте говорить о познаваемости. Явления искусства есть отражение
объективного мира. И потому они принципиально познаваемы. Процесс
этот долгий, но начинать его можно и нужно сейчас". Письмо
Г.С. Альтшуллера от 18.04.1977 г.
"Часть
приемов, входящих в алгоритм решения изобретательских задач, порознь
используется изобретателями. Чаще всего изобретатель применяет два
или три хорошо освоенных приема. У наиболее методичных изобретателей
"эксплуатируется" пять - семь приемов. Методика изобретательства (даже
при первоначальном знакомстве) увеличивает творческий арсенал, включая
в него десятки приемов, составляющих в совокупности рациональную систему
решения задач". Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения,
М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 130.
Идеальный
конечный результат (ИКР) "ИКР можно уподобить веревке, держась за
которую альпинист совершает подъем по крутому склону. Веревка не тянет
вверх, но она дает опору и не позволяет скатиться вниз. Достаточно
выпустить веревку из рук - падение неизбежно..." Альтшуллер
Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г.,
с. 56.
"Если
задача решается методом "проб и ошибок", поиски идут либо по "вектору
инерции", либо - в лучшем случае - "во все стороны". Между тем, приступая
к решению задачи, изобретатель может резко сузить "угол поисков".
Решение должно приближать исходный объект к идеальной машине. Определив,
какой должна быть в данном случае идеальная машина, изобретатель сразу
находит наиболее перспективное направление поисков". Альтшуллер
Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с.
83.
"Используя
понятия об идеальной машине и технических противоречиях, можно существенно
упорядочить процесс решения изобретательской задачи. Идеальная машина
помогает определить направление поисков, а техническое противоречие,
присущее данной задаче, указывает на препятствие, которое предстоит
преодолеть. Однако противоречие подчас бывает довольно хитро спрятано
в условиях задачи. К тому же обнаруженное противоречие не исчезает
само по себе, приходится изыскивать способы его устранения. Далеко
не всегда удается одним броском преодолеть путь от постановки задачи
до ее решения. Нужна рациональная тактика, позволяющая шаг за шагом
продвигаться к решению задачи. Такую тактику дает алгоритм решения
изобретательских задач (АРИЗ)". Альтшуллер Г.С., Алгоритм
изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 101.
Существуют
два правила, помогающие точнее определить идеальный конечный результат.
Правило первое: не следует загадывать заранее, возможно или
невозможно достичь идеального результата... Однако каждое изобретение,
как уже говорилось,- путь через "невозможно". И в этой задаче "невозможно"
означает лишь "невозможно известными способами". Изобретатель должен
найти новый способ, и тогда невозможное станет возможным... Правило
второе: не надо заранее думать о том, как и какими путями будет
достигнут идеальный конечный результат". Альтшуллер
Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с.
130-132.
___________________________________________________________
Альтернативные
подходы ТРИЗ.
Существуют
и иные подходы, помогающие изобретателю раскрыть свой творческий потенциал.
Большая часть этих методов являются эвристическими. Все они были основаны
на психологии и логике, и ни один из них не претендует на роль научной
теории (неалгоритмические, в отличие от ТРИЗ, или методы активации
перебора вариантов):
1. Метод проб
и ошибок >>>
2. Мозговой
штурм Алекса Осборна >>>
3. Метод синектики
Уильяма Гордона >>>
4. Морфологический
анализ Фрица Цвикки >>>
5. Метод фокальных
объектов >>>
6. Метод контрольных
вопросов >>>
Все эти методы
обладают общими, принципиально непреодолимыми, недостатками:
а) нет механизма
для составления списка всех возможных вариантов (а значит, нет гарантии
выхода на самые выгодные, экономичные решения),
б) нет объективных
критериев отбора лучших вариантов: предложения оцениваются специалистами,
и выбирают они, естественно, то, что подсказывает им здравый смысл
(т.е. психологическая инерция): генерирование нетривиальных идей
сводится на нет тривиальным отбором.
Причина неэффективности
подобных методов в том, что они не меняют сути старой технологии перебора
вариантов, сам этот перебор. Нужен принципиально новый инструмент
творчества, а не "косметический" ремонт старого.
Методы активизации
хороши при решении простых задач и неэффективны для задач сложных,
- а таких задач в современной изобретательской практике большинство.
Именно от решения сложных задач зависят темпы прогресса.
Со времени своего
появления эти методы активизации не претерпели существенных изменений,
это означает, что выбран неверный путь, ведущий в тупик. Нужна иная
- более эффективная - технология решения изобретательских задач".
Альтшуллер Г.С., Справка "ТРИЗ-88", Баку, 1988 г.
___________________________________________________________
Критика
ТРИЗ.
ТРИЗ
задумывалась как "точная наука". Однако, с течением времени критики
ТРИЗ начали указывать на изъяны, которые, по их мнению, привели к
застою в развитии ТРИЗ после смерти автора, а также к существенным
сложностям в практическом ее применении.
А именно:
- В ТРИЗ была
предпринята попытка сформулировать законы развития технических
систем, которые должны были лечь в основу ТРИЗ и в основу общей
методологии решения задач. Однако большинство из сформулированных
законов таковыми не являются. Их скорее следовало бы назвать закономерностями
развития техники, причем далеко не полными. По этой причине стройной
методологии решения задач, основанной на законах развития, так
и не появилось. А сформулированные законы в основном использовались
в качестве методических обоснований к приводимым примерам изобретений.
- Усовершенствование
АРИЗ (создание новых модификаций от АРИЗ-77 до АРИЗ-85В) шло не
по пути устранения допущенных неточностей в процедурах выявления
противоречия, а по пути усложнения алгоритма. В результате последняя
официальная модификация алгоритма АРИЗ-85В превратилась в чрезвычайно
громоздкую и малопригодную для практического использования конструкцию.
- В ТРИЗ
так и не были найдены четкие механизмы перехода от сформулированного
противоречия к его практическому разрешению. Это создавало серьезные
сложности в решении реальных задач с помощью АРИЗ.
- ТРИЗ декларировала
отказ от методологии активизации перебора вариантов, однако часть
так называемых инструментов ТРИЗ представляли собой именно такие
методы (метод маленьких человечков, оператор РВС, вепольный анализ).
- Вепольный
анализ представлялся в ТРИЗ научным подходом, в основе которого
заложен анализ закономерностей структурного развития технических
объектов. Однако допущение использования в веполях несуществующих
физических полей, а также возможность неоднозначной трактовки
вепольных конструкций и правил их преобразования позволяют отнести
вепольный анализ скорее к методам активизации перебора вариантов,
чем к научному анализу.
- Наиболее
близким к идее формализации процедуры решения изобретательских
задач было создание в ТРИЗ таблицы и приемов разрешения технических
противоречий. Этот подход был основан на статистическом анализе
существующих на то время описаний изобретений. Однако, несмотря
на имеющиеся перспективы, он не получил в ТРИЗ дальнейшего развития
и по причине ряда имевшихся недостатков и морального устаревания
статистических выводов утратил свою актуальность для практического
использования.
- Распространено
мнение о возможности внедрения ТРИЗ в реальное производство. Однако
по своей сути ТРИЗ является индивидуальным методом решения задач,
применение которого является личным выбором для человека. По этой
причине сделать ТРИЗ частью того или иного производственного процесса
затруднительно, хотя предприятие может организовать обучение ТРИЗ
своих сотрудников с целью повышения их творческих возможностей.
В период своего
активного развития (80-е годы прошлого столетия), когда теории решения
изобретательских задач начали обучать специалистов предприятий электротехнической
отрасли в рамках внедрявшегося там метода функционально-стоимостного
анализа (ФСА), указанные недостатки и ошибки успешно компенсировались
энтузиазмом приверженцев ТРИЗ. Тем не менее, существующие изъяны ТРИЗ
и уход из ТРИЗ в результате кризиса производства ее основных разработчиков,
обнаруживших эти недостатки, привели к застою в развитии теории. Возможно,
в этом основная причина того, что за последнее десятилетие в ТРИЗ
не появилось ничего существенно нового.
Творческий
процесс и креатив в рекламном агентстве...